23 марта в Общественной палате Омской области состоялся круглый стол «Актуальное состояние, проблемы и перспективы развития водного транспорта по реке Иртыш»

В преддверии проведения круглого стола члены Общественной палаты Омской области Виктор Белов, Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов совместно Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, МЧС и представителями общественности побывали на  Красногорском гидроузле, где специалисты Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ознакомили их с состоянием и перспективами развития  гидротехнического сооружения, а также провели экскурсию по объекту.

На круглом столе были рассмотрены вопросы: управление водными ресурсами и речными бассейнами в условиях изменения климата, гидротехнические сооружения и влияние их на экологическое состояние и проблемы управления речными бассейнами, гидрохимические, гидробиологические процессы, Создание цифровых двойников и платформ речных бассейнов, новое ТЭО по отводу части стока реки Иртыш в ЦА регионы, участие общественности в решении проблем использования речных систем и проблемы  международного нормативно-правового регулирования использования водных ресурсов.

В своем выступлении модератор мероприятия Анатолий Соловьев отметил, что, по словам Губернатора Омской области Александра Буркова перед регионом стоит задача освоения Северного морского пути, и сегодня Омск – тот самый город, мы видим перспективы развития региона в создании логистического хаба, который можно было бы назвать окном или воротами в Азию, мы получаем возможность создания здесь сети логистических центров, которые бы могли быть связующим звеном между сибирскими и уральскими регионами и странами Центральной Азии, потому что самый короткий путь туда. Однако сдерживающими факторами являются неудовлетворительное состояние судоходного русла, отсутствие стабильно высокого уровня воды. Строительство гидротехнических сооружений позволит использовать суда со средней осадкой и будет способствовать увеличению товарооборота между регионом и соседним государством, а также выходу продукции Омской области и Республики Казахстан на международные рынки через инфраструктуру Северного морского пути.

Что качается самого омского флота, который будет решать различные задачи после ввода в строй гидроузла, то, сейчас его, по сути, нет. Из почти тысячи занятых в перевозках в 80-е годы судов осталось несколько десятков. Да и тем уже много лет. «Возродить флот помогла бы лизинговая система и собственное судостроение. Так эти вопросы решают во всем мире, естественно, с участием государства», – рассказал бывший гендиректор Иртышского пароходства Иван Яновский. Опытнейший речник добавил, что для непосредственной организации перевозок необходимо в первую очередь организовать штаб и привлечь к его работе руководителей приречных районов – Усть-Ишима, Тевриза, Тары и других. Необходимо согласовывать планы по централизованной доставке песка, щебня, топлива и других грузов по воде. Этот способ, кстати, значительно ослабил бы нагрузку на экологию Омской области. В ходе круглого стола его участники не раз напоминали, что сдача в эксплуатацию Красногорского гидроузла в первую очередь решает социальную задачу, а конкретно – водоснабжение населения водой. И только во вторую очередь служит развитию судоходства. Однако в стремительно меняющейся в мире политической и экономической ситуации, роль речного судоходства значительно возрастает. Помимо развития трансграничных речных перевозок с Казахстаном актуальными являются и вопросы развития судоходства на реке Иртыш в северном направлении, организация экспорта зерна из регионов Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона Северным морским путем. Омские аграрии из года в год бьют рекорды по объемам выращенной сельхозпродукции. И могли бы производить еще больше, если бы не удаленность нашего региона от крупных рынков сбыта. Отправка омской продукции по воде – реальный шанс укрепить нашу экономику, а значит, и социальную сферу.

Подводя итоги, Анатолий Соловьев вновь подчеркнул слова Губернатора, что Омская область в условиях санкций имеет возможность реализовать свой транспортно-логистический потенциал для Омской области появляется еще одна возможность — это развитие транспортно-логистического потенциала, потому что мы находимся в центре страны, на юге, через нас идет Транссибирская магистраль, есть выход по Иртышу в Казахстан, в Китай, и, в том числе, на Север нашей страны. Безусловно, мы в этом направлении будем работать, у нас и так были основные игроки в сфере внешнеэкономической деятельности — это Китай, Республика Казахстан, Турция». По его словам, «сегодня Омск является окном в Азию, куда мы должны обеспечить поставки экспортной продукции и ввоз импортной продукции через нашу территорию, территорию дружественного нам Казахстана».

В завершении мероприятия члены Общественной палаты Омской области Виктор Белов, Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов вручили благодарственные письма, сертификаты и дипломы наиболее активным участникам научных мероприятий, студентам из ОмГУПСА, СибАДИ и ОмГТУ.

Поделиться:

Смотрите также