Круглый стол на тему: «Изучение казахского языка в общеобразовательных школах Омской области и города Омска».

7 апреля в Общественной палате Омской области состоялся круглый стол на тему: «Изучение казахского языка в общеобразовательных школах Омской области и города Омска».

В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты Омской области, представители Министерства образования Омской области, департамента образования города Омска, института развития образования Омской области, учителя казахского языка и директоры школ Омска и районов области. Модератором данного мероприятия выступил член комиссии по вопросам культуры, межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Омской области Бота Бакулин.

Начальник управления общего образования департамента дошкольного, общего, дополнительного образования и кадрового развития системы образования Министерства образования Омской области Лариса Кутырева подготовила выступление о нормативных основах и имеющихся в Омске и районах Омской области возможностях для изучения казахского языка в школах.

Согласно данным Всероссийской переписи населения, в 2020-м году на территории региона проживало почти 70 тыс. этнических казахов. К слову, десять лет назад их было больше – около 78 тыс. Следует отметить, что две трети из этой группы омичей проживает в городах. В то же время национальные культурные центры по изучению языка расположены главным образом на селе. К ним, например, относятся Каразюкская школа в Называевском районе, Коянбайская школа в Таврическом районе и другие.

Председатель правления Омской региональной общественной организации «Казахи Омска» Куаныш Елеутаев подготовил выступление о проведенном общественной организацией анкетировании о необходимости изучения казахского языка в школах города Омска. На основе анализа данных Всероссийской переписи населения и результатов анкеты был сделан о вывод, что в городе Омске в настоящее время проживает большинство представителей казахского населения. А на основании данных анкеты были определены школы, в которых наблюдается наибольший спрос на изучение казахского языка как родного.

Проблема преподавания казахского языка, на котором было создано очень много достойных литературных произведений, стоит остро, особенно в областном центре. Ситуацию осложняет то, что с 2013 года преподавателей по этому направлению в Омске не готовят. Но даже в таких условиях команда омских школьников из 12 человек достойно выступила на недавней всероссийской олимпиаде по казахскому языку. Наш ученик занял первое место, еще пятеро попали в число призеров олимпиады.

Проведенные исследования показали – свыше 95 процентов омских казахов выступают за то, чтобы их дети изучали родной язык на постоянной основе. Многое в этом направлении уже делается. В том числе путем приобщения к национальной культуре и языку посредством туризма. Так, в Коянбайской школе на деньги от полученного гранта приобрели настоящую юрту. Учебники по изучению казахского языка разработаны активистами на Алтае. Часть из них даже отпечатана, они поступают в нашу область. Учебники выполнены на кириллической графике. Это важно, ведь в соседней Республике Казахстан намереваются использовать на письме латинскую графику. Это опасно тем, что казахи России могут просто утратить письменность.

По оценкам участников круглого стола, спрос на изучение казахского языка на территории нашего региона есть. И заниматься этим следует не только на селе, где развитию национальной культуры помогает моноэтнический состав некоторых поселений, но и в городе.

«Изучение родного языка и литературы на нем может быть включено в учебные планы при поступлении заявлений от родителей школьников и наличии условий для проведения таких уроков», – пояснила начальник управления общего образования профильного управления Омской области Лариса Кутырева. При этом специалист добавила, что ежегодно от тринадцати до пятнадцати образовательных учреждений региона включают в свои учебные планы занятия по изучению казахского языка. Проводят такую работу и центры национальной культуры, действующие на территории Омской области. В качестве преподавателей нередко привлекаются жители Республики Казахстан. Действующее законодательство позволяет это делать.

В то же время, участники круглого стола уверены, что в Омской области следует создавать единый методический центр разработки учебных программ и подготовки специалистов по преподаванию казахского языка. Здесь же будут решаться вопросы печати учебников и хрестоматий по родной литературе для казахов и всех, кто изъявит желание изучать этот язык.

 

Поделиться:

Смотрите также