Круглый стол по проблемам Омского метрополитена

8 сентября в Общественной палате Омской области прошло заседание за круглым столом по проблемам Омского метрополитена. Вопросы, связанные с использованием построенных объектов Омского метро, чрезвычайно актуальны, социально и экономически важны для города Омска. В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты Омской области, представители Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Министерства экономики Омской области, Администрации города Омска, Омской торгово-промышленной палаты, СибАДИ, общественники. Модератором мероприятия выступил Анатолий Соловьев, председатель комиссии по вопросам экологии, охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности. Открывая работу круглого стола, Анатолий Соловьев сказал о том, что данный вопрос рассматривался в Общественной палате Омской области три года назад. А совсем недавно обсуждался Губернатором Омской области Александром Бурковым с вице-премьером правительства РФ Маратом Хуснулиным.

Основной доклад по теме «О решениях по использованию недостроенных объектов Омского метрополитена» был сделан Павлом Орловым, начальником научно-исследовательского отдела СибАДИ. В своем докладе он рассказал о проблемах транспортной системы города Омска. Это и подорожание проезда в городском транспорте, и увеличение времени нахождения в пути, заторах и многих других проблемах. Из генерального плана развития нашего города строительство метро было исключено, для его достройки необходимы инвестиции. А это более 50 млрд. рублей. Докладчик отметил, что введение новых маршрутных направлений, особенности линейной планировки города и перпендикуляра реки Оми, изменение направлений и уменьшении пассажиропотоков в последние годы показало, что метро становится ненужным. Но при этом оно является дополнительным источником проблем для нашего города.

Сотрудниками СибАДИ рассматривались альтернативные и более дешевые (15-20 млрд.руб.) варианты: скоростной трамвай, направляемые автобусы, электрический автобус и троллейбус. Это требует дополнительных проектных решений, связанных с вентиляцией, топливом, зарядными станциями, современным подвижным составом и многими другими проблемами. Участниками мероприятия отмечена необходимость принятия ключевых решений и разработки новых проектных заданий.

Ректор СибАДИ Александр Жигадло поддержал тезисы докладчика и отметил непомерно высокий для Омска уровень расходов при продолжении строительства метрополитена, а также необходимость принятия системных и комплексных решений.

В сообщении Владимира Левадного, представителя транспортно-логистической компании, председателя производственного кооператива и автора проекта «Омский монорельс» предложен принцип совмещения пассажирских (убыточных) и грузовых (прибыльных) перевозок. Современные технологии быстрой обработки грузов в еврокоробах, использование внеуличного транспорта второго уровня, создание монорельсовых маршрутов в городе Омске, наземных станций помогут решить многие проблемы в транспортной системе нашего города. Им отмечены эффективность монорельсовой грузопассажирской системы, её модульность и возможность развития. Расположенность на втором уровне над землей, легкость её строительства (5 станций - менее 1 млрд.руб.), прибыльность, современность, коммерческая эффективность, инвестиционная и футуристическая привлекательность.

Никита Шалмин, архитектор, председатель Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры (ВООПК), директор ООО Института территориального планирования и землеустройства (ИТПЗ) "Генплан" не согласился с Павлом Орловым, что Омск имеет линейную планировку, изначально он уже был трехлучевым (основа - Иртыш и Омь). Плотный пассажиропоток наблюдается только в центре. В советское время был пассажиропоток из работников крупных заводов. Сегодня необходимо учесть, что географический центр города находится на левом берегу и строить равноудаленную - распределенную транспортную систему, сокращать маршруты. Примером является Новосибирск, у которого три вокзала. Никита Шалмин считает, что внеуличный монорельсовый транспорт годится для южных городов, а для Омска, как сибирского города, – это фантастика. Будущее за нерельсовым транспортом, сейчас трамваи даже в часы пик идут пустые. Старые технологии отмирают, необходимо использовать новые технологии, капсульную технику, беспилотные системы, автоматические и т.д. Из подвижного состава будет эффективен электрический автобус.

При обсуждении докладов и транспортных проблем города Омска выступили: Инесса Притужалова, руководитель департамента транспорта Минстроя Омской области; Анатолий Смирнов, руководитель департамента государственных программ и развития инфраструктуры Минэкономики Омской области; Андрей Молчанов, директор Управления заказчика по строительству транспортных объектов гидротехнических сооружений (УЗСТОГС) Минстроя Омской области; Владимир Плеханов, технический директор УЗСТОГС Минстроя Омской области; Вадим Кормилец, и.о. директора департамента транспорта Администрации города Омска; Татьяна Вагина, заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска; Александр Володев, заместитель Министра, руководитель департамента экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области. В дискуссии приняли участие члены Общественной палаты Омской области: Виктор Белов, Евгений Белов, Сергей Угрюмов. Участники дискуссии рассматривали различные стороны транспортных проблем и особенности линий омского метро, указывали на аналогичный опыт других городов.

Подводя итог обсуждение Александр Жигадло отметил, что наряду с решением транспортных проблем города вопрос стоит прежде всего о том, что делать с недостроенными объектами метро. Использование других транспортных схем и различного подвижного состава требует отдельной проработки, системного и комплексного подхода, учета опыта других городов и особенностей города Омска. Все сотрудники СибАДИ готовы проводить необходимые проектные работы.

В завершении обсуждения председатель Общественной пала Омской области Лидия Герасимова поблагодарила участников за содержательные и интересные сообщения, появившуюся определенную и ясность в сложившейся ситуации, отметила необходимость разработки концептуальных вопросов и предложила продолжить дальнейшие обсуждения транспортных проблем города Омска на базе Общественной палаты региона.

В заключение работы круглого стола Анатолий Соловьев вручил сертификаты и дипломы участникам Молодежной конференции по экологии, которая состоялась 18 августа в Ленинградской области.

Поделиться:

Смотрите также