Кульминация избирательной кампании

3 сентября в Общественной палате Омской области состоялась открытая дискуссия по итогам круглого стола «Кульминация избирательной кампании 2021: рейтинги партий и прогнозы итогов за две недели до выборов», который прошел 2 сентября в Москве, на площадке международного мультимедийного пресс-центра «Россия Сегодня». По итогам дискуссии можно сделать вывод о том, что избирательная кампания достигла своей кульминации: начались дебаты, кандидаты совершают поездки по регионам, проводят непрерывные встречи с избирателями, продвигают свои предвыборные программы, делают громкие заявления. Активность партий прямо влияет на их рейтинги. И все это дает экспертному сообществу почву для более точного прогнозирования итогов выборов.

Участник круглого стола, руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов представил результаты телефонных опросов, которые проводятся каждый день. Ежедневно опрашиваются 1600 человек по всей России. Опрос проведен с 30 августа по 1 сентября 2021 года. По результатам опроса, показатели 4 основных партий стабильны. По «Единой России» колебания от 28% до 30% - группа тех, кто заявляет, что собираются голосовать за партию, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье. КПРФ набирает 16%-18%, но в последние дни фиксируются снижение показателей партии. Сохраняется интрига по поводу партии третьего места, так как значение ЛДПР и «Справедливой России» достаточно близки. В целом по выборке 16% заявляют о том, что намерены проголосовать за непарламентские партии, остальные проценты принадлежат тем, кто заявляет: «испорчу бюллетень», «не стану принимать участие в выборах» и «затрудняюсь ответить».

По данным опроса ВЦИОМ, четыре партии очевидно проходят в Госдуму, плюс три партии могут пройти. Это «Пенсионеры за социальную справедливость», «Новые люди» и «Яблоко» — они могут подобраться вплотную к пятипроцентному барьеру.

Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков говорил о трендах и о том, куда могут качнутся «неопределившиеся». Он считает, что начинается самый интересный этап избирательной компании: инерция существует, но сохраняется интрига, и те самые 16% сыграют свою важную роль. По данным ВЦИОМ видно, что кроме явных лидеров, 3 партии приближаются к преодолению 5%, но это не значит, что они все смогут преодолеть этот барьер, между ними тоже есть борьба.

Руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян сравнил сегодняшние прогнозы с прошлыми избирательными кампаниями. Если мы берем 2011 и 2016 год выборов в Госдуму, то «Единая Россия» получала от 46,5% до 47%.  Если возьмем КПРФ или «Справедливую Россию», то увидим, что была нисходящая динамика от 18,7% до 14,7% у КПРФ, а у «Справедливой России» показатели снизились от 17,3% в 2011 года до 8,2% в 2016. ЛДПР немного выиграла, и они с 13,7% до 15,6% показатели повысили.

Но гораздо интереснее посмотреть региональные капании. В 2015 году после присоединения Крыма, в среднем на региональных выборах «Единая Россия» забирала почти 60% голосов, КПРФ – 12,3%, ЛДПР – 9,9% и «Справедливая Россия» - 9,8%. Если мы посмотрим 2020 год, на который влияния крымского консенсуса уже нет и это был ковидный год, то здесь соответственно «Единая Россия» по региональным выборам в Законодательные собрания получает 47,6%, что близко к думским результатам 2016 года. КПРФ показывает некое проседание -13,4%, против 14,7% на думских выборах. ЛДПР показала еще меньше – 11,5%, но партия участвовала в малом количестве в региональных кампаниях. «Справедливая Россия» – 7,8%, что также меньше, чем на думских выборах, но также следует отметить, что партия принимала малое участие в региональных кампаниях.

Эксперт считает, что те цифры, которые были в прошлом году на региональных кампаниях, имеют возможность повториться в этом году на думских выборах. 4 партии получают представительство, «Единая Россия» стремится к сохранению своих мест в парламенте, КПРФ находится в нисходящем тренде, так как ведет кампанию без опоры на новые лица. ЛДПР и Справедливая Россия – нужно смотреть как сработает список. Важно, как партии расставят акценты в агитации, сейчас мы видим два тренда:

1. Есть позиция, которую «Единая Россия» выстраивает последние 2-2,5 года – это народная программа (социальные вопросы, семейная политика), и это сыграет роль в выборе избирателей.

2. Количество избирателей, которое будет мобилизовано через Интернет. Пока мы видим очень осторожное поведение трех из четырех парламентских партий в Интернете.  Масштабную агитационную кампанию ведет КПРФ, но ее сторонники не настолько активно пользуются Интернетом. «Справедливая Россия» хорошо выстраивает коммуникацию с избирателями в Интернете. «Единая Россия» продвигает символику, лидеров списков, тезисы программы.

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что важным обстоятельством последних двух недель станет то, как все партии расставят акценты в представлении себя избирателям, насколько они чутко прислушиваются к настроениям избирателей.

Поделиться:

Смотрите также