В Общественной палате Омской области состоялся круглый стол на тему: «ОГЭ и ЕГЭ: за и против»

22 января в Региональном центре по связям с общественностью состоялось заседание комиссии по вопросам науки и образования Общественной палаты Омской области на тему: «ОГЭ и ЕГЭ: за и против». Модератором круглого стола выступила председатель комиссии по вопросам науки и образования Общественной палаты Омской области Надежда Чекалева. В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты Омской области, Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Олег Смолин, представители Министерства образования Омской области, департамента образования Администрации города Омска, научной и педагогической общественности, родительского и ученического сообществ.

Круглый стол прошел в формате дискуссионной площадки в атмосфере открытого и честного диалога, активного обсуждения поставленной проблемы. Участники мероприятия пытались выявить преимущества и недостатки ОГЭ и ЕГЭ.

Депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Олегом Смолиным было отмечено, что на сегодняшний день в Государственной Думе находится законопроект о возможности перевода ЕГЭ в добровольный режим, что связано с наличием в данной системе оценки знаний «тактических преимуществ», главным из которых является повышение доступности столичных вузов для выпускников из регионов. Однако, с точки зрения Олега Смолина, «стратегических минусов гораздо больше, чем тактических плюсов». Одна из оборотных сторон ЕГЭ: угроза интеллектуальному потенциалу регионов в силу того, что, как правило, выпускники столичных вузов редко возвращаются в родные города.

Любая система образования решает, как минимум, три стратегические задачи: подготовку кадров, воспитания гражданина и многостороннего развития личности учащегося. По мнению Олега Смолина, введение ЕГЭ в России не способствовало повышению качества образования, решению проблемы кадрового голода. В числе одной из негативных сторон ЕГЭ и ОГЭ также был отмечен излишний формализм, натаскивание ученика на решение типичных задач, что несовместимо с принципами воспитывающего обучения. «Я берусь утверждать, что ЕГЭ – это часть формалистической системы образования. Любая формалистическая система образования - враг воспитанию вообще и гражданину в особенности. ЕГЭ формирует одномерного человека, а не многосторонне развитую личность», - отметил Олег Смолин.

В контексте рассматриваемого вопроса спорным является законопроект об «удвоении» ЕГЭ, авторы которого предлагают расширить сферу применения ЕГЭ в отношении выпускников учреждений СПО, поступающих в вузы. Для этого предлагается оставить право поступать в университеты по внутренним экзаменам только для тех, кто продолжает образование по профилю, который получил в СПО. «Законопроект об удвоении ЕГЭ поставит барьер и закроет социальные лифты», - отметил Олег Смолин.

В числе иных отрицательных сторон ЕГЭ и ОГЭ участниками круглого стола также были отмечены: стресс в ходе подготовки и сдачи экзаменов, в целом, негативное влияние ЕГЭ и ОГЭ на психоэмоциональное состояние обучающихся, большие финансовые затраты родителей на репетиторство, проверка наличия узких предметных компетенций вместо всесторонних знаний, огромная административная, правовая нагрузка на учителей в ходе организации и проведения государственной итоговой аттестации в форматах ЕГЭ и ОГЭ.

Несмотря на это, по-прежнему остаются актуальными и плюсы ЕГЭ и ОГЭ: объективность и независимость оценки знаний учащихся, возможность выявлять достойных абитуриентов в регионах, своеобразный «социальный лифт» для школьников.

По итогам круглого стола стало очевидно, что поднятый вопрос является крайне актуальным и требует детальной проработки и дальнейшего обсуждения.

Поделиться:

Смотрите также